Балет без сердца

Сегодня Киевская оперетта попрощается с патриархом украинской хореографии Александром Сегалом.

На 91-ом году активной творческой работы ушел из жизни главный балетмейстер Киевского национального академического театра оперетты, народный артист Украины Александр Сегал. Балету он отдал 75 лет, 30 из них работал в Киевском театре оперетты. Осуществил постановку больше 50 представлений. Его танцы стали украшением «Веселой вдовы» Легара, «На рассвете» Сандлера, «Легенды о Киеве» Билаша, «Сильви», «Баядеры», «Мистера Икс» Калмана, «Американской комедии» Самойлова, «Называемого ужина с итальянцами» Оффенбаха, «Такого еврейского счастья» Поклада, «Летучей мыши», «Цыганского барона» Штрауса, «Кофейной кантаты» Баха, «Моей волшебной леди» Лоу, «Сорочинского ярмарки» Рябова.

В Киевской оперетте сегодня траур. Художественный руководитель театра Богдан Струтинский думает, что непросто будет заменить уровень Сегала. «Это не быстро наступит. Заменить его нереально. Украинская культура потеряла патриарха хореографии. Человека, который был истинно предан театру и балету. Он из тех камней, на которых держалась вся украинская культура. Это могикан уровня Павла Вирского», — рассказал Струтинский.

Известная театральная актриса Тамара Тимочко-Горюшко соглашается с художественным руководителем. «Я в отчаянии. Завтра может прийти человек, который не будет Сегалом. Таким балетмейстром был он один. Профессиональность Сегала оказывалась в том, что он очень хорошо знал фольклор, понимался на этнике. Своих танцоров он очень любил, но никогда этого им не говорил. «Упадет дисциплина» — объяснял мне свое молчание».

Режиссер Сергей Смиян работал из Сегалом над постановкой 36 представлений, начиная от оперетты «Свободный ветер», заканчивая «Веселой вдовой». Пять из них поставили за рубежом. «Без преувеличений должен сказать, что каждое представление заканчивалось успехом. Зрители выкрикивали: «Браво»! Но это браво было не мне. Представления имели успех, потому что там работал Сегал. Он вкладывал сердце везде, — делящийся Сергей Костевич. — С Сашей, так я его называл, знакомый 30 лет. Мы и только думали о том, чтобы вместе встретиться на сцене. 17 мая мне исполнится 75 лет. В театре собирались устроить вечер нашего сообщества, дружбы и творчества. Театр потерял большого мастера, солнышко, а я — лучшего друга. С Сашей вместе отдыхали в санаториях, общались в быту. Танцевать Саша почав во время Второй мировой войны. Он мне показывал фотографию, на которой молодой, чернявый, в военной форме танцует около Бранденбурзьких ворот в Берлине в 1945 году. Так он праздновал победу. В нашей театральной афише написано, что оперетта — это шаг до праздника. Этот шаг всегда делал Сегал. Я счастлив, что имел такого друга».

«Кажется, что сегодня все работают только за деньги, а он работал за идею. Мы обязательно в мае на день рождения Сегала проведем вечер его памяти в нашем театре», — обещает Струтинский.

24 марта о 12.00 в помещении Киевского национального академического театра оперетты состоится панихида по Александру Сегалу.